6. Смешные и мудрые притчи Ходжи Насреддина
В 2019 году главный редактор поручил мне составить сборник рассказов и историй о Ходже Насреддине. В результате на свет появились вот эта книга.
Ходжа Насреддин — это фольклорный персонаж мусульманского Востока, герой коротких юмористических анекдотов, мудрых притч и бытовых сказок. Говорят, что его прототипом являлся человек, живший в одном из захолустных турецких городов в XIII веке. Но так ли это важно? Истории про ходжу Насреддина уже много веков пересказываются на всём Ближнем Востоке и в Средней Азии, он шагнул даже в страны Балкан и Средиземноморья. Казахи знают его как Кожанасыра, арабы — как Джоху, туркмены — как Кемине, уйгуры — как Саляй Чаккана; армяне прозвали его Пулу-Пуги, а южные славяне нарекли Хитрым Петром. Про его похождения написано много книг и снят ни один фильм. Ему даже ставят памятники — ими могут похвастаться, например, Москва и Бухара, а также многие другие города.
Прошлое и настоящее, как известно, различаются. Народные предания и выдумки писателей — это тоже разные вещи. У каждой нации своя история, свои обычаи и свои кумиры. Типичного героя современной западной массовой культуры можно назвать суперменом (либо его ипостасью или вариацией на тему супермена). Непонятно откуда взялись его суперспособности; неизвестно что вдохновляет его на подвиги; последствия его деяний неоднозначны, а методы действия — сомнительны. Он носится с невообразимой скоростью, обладает невероятной силой, славится экстраординарной проницательностью, однако, после знакомства с фильмами или сборниками комиксов про такого героя понимаешь, что всё это, в сущности, выдумка, и никакой пользы для реальной жизни от неё быть не может.
Не таков герой этой книги, пришедший к нам из сказок и преданий глубокой старины Востока. Ходжа Насреддин — это собирательный образ, вобравший в себя множество, на первый взгляд, противоречивых черт. Он и мудр, и глуп; он и щедр, и скуп; он может проучить обманщика или скрягу, однако, и сам склонен к плутовству и накопительству. Невозможно сказать, сколько ему лет — он предстаёт перед нами то умудрённым опытом стариком, то любопытным и смекалистым ребёнком. Он одновременно женат и холост; живёт в городе и в деревне; любит путешествовать, но предпочитает осёдлую жизнь. Сегодня он напряженно работает, а завтра мается от безделья. Односельчане могут избрать его имамом; в спорах на любую тему ему нет равных, и он может посрамить любого заезжего мудреца. В то же время, в ряде случаев Насреддин проявляет удивительную наивность, граничащую с глупостью. Он то «работает на публику», то развлекает сам себя. Иногда его поступки выдают в нём поистине бесстрашного человека, а иногда он трясётся от страха, испугавшись сущего пустяка.
Однако есть черты характера, которые присущи ходже Насреддину вне зависимости от ситуации, в которой он оказывается: чувство юмора и мудрость. И, скорее всего, именно благодаря им ему по плечу любое испытание. Ходжа не пропадёт и на приёме во дворце у падишаха, и на охоте при встрече с диким зверем. Ему не страшны воры и разбойники, и он не может пострадать от глупости соседа или от ревности жены. Он чувствует себя уверенно и независимо везде: дома и в гостях; в мечети и на базарной площади; в саду и в чайхане. Ничто не может поколебать его безграничного оптимизма. Наверное, Насреддин являет собой образец человека, который полностью свободен. Свободным его делает глубокое знание и понимание законов, по которым живёт мир — законов как Божественных, так и человеческих. Насреддин — подлинный знаток человеческих душ. Он и философ, и психолог, и педагог. Истоки феноменальных способностей героя этой книги кроятся в его врождённом гуманизме. Именно целям гуманизма служит его потрясающий ум.
Поэтому там, где споткнулся бы суперменоподобный герой, ходжа легко пройдёт в своих сафьяновых туфлях. Задачу, которая может вызвать перегорание микросхемы искусственного интеллекта, Насреддин решит, не думая. Но, что самое важное, методы, которыми он действует, изящны и просты. Их легко перенять. В этом, на наш взгляд, и состоит кардинальное отличие легендарного ходжи Насреддина от генно-модифицированных героев современности.
Ну, а сейчас наслаждайтесь… Ниже я приведу несколько притч от Ходже Насреддине, которые поразили меня своей философской глубиной.
* * *
СРЕДИ МУДРЕЙШИХ СОГЛАСИЯ НЕТ ИЛИ КАКОЙ ОТВЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ?
Ходжа Насреддин приехал в столичный город и стал во всеуслышание говорить о том, что среди придворных мудрецов нет ни одного умного человека, что все философы, которых падишах собрал при дворе — сплошь глупцы и неучи, и что они не могут вынести ни одного верного суждения по духовным вопросам.
Это дошло до правителя. Он вызвал ходжу на суд:
— Как ты, простой феллах из захудалого кишлака смеешь утверждать, что мудрецы, которых из-за их выдающихся заслуг я лично пригласил ко двору, неучи и не могут разобраться ни в одном, мало-мальски серьёзном философском вопросе? Если есть что сказать — говори, а нет — так сядешь в тюрьму.
В ответ ходжа попросил падишаха собрать всех мудрецов вместе, что и было в скором времени исполнено. После этого Насреддин раздал каждому по листу бумаге и по карандашу.
— О, повелитель! — обратился ходжа к падишаху. — Пусть каждый из учёных, которые сейчас здесь собрались, напишет на листе бумаги ответ на вопрос, из чего состоит материя.
Падишах махнул рукой, и философы начали думать. Но, как они не старались, ничего путного придумать не смогли. Тогда они начали совещаться и спорить друг с другом, да так, что чуть не переругались. В конце концов, они написали свои ответы на листах бумаги и передали их Насреддину. Тот стал их оглашать:
— Материя состоит из корпускул… Материя образована таинственной субстанцией, у которой нет имени… Материя — это сгущённый эфир…
Кто-то из философов даже дал такой ответ: «Не знаю».
— Вот видите, — обратился ходжа к падишаху, — Ваши мудрецы проявили редкостное невежество. Они не только не дали правильного ответа, но ещё и разошлись во мнениях! И даже чуть было не подрались между собой! Как у таких людей можно спрашивать совета по сложным и запутанным делам? Они ещё с материей не разобрались, куда им до духовных вопросов!
Падишах задумался, и приказал щедро наградить ходжу Насреддина. Когда тот ушёл, правитель спросил у своих мудрецов:
— А всё-таки, из чего состоит материя? Какой ответ правильный?
ЧАСТИЦА «НЕ» ИЛИ НА ЧТО СПОСОБЕН УМ
Однажды в город, в котором жил ходжа Насреддин, приехал один известный учёный, славившийся своим умом. Ещё никто не мог победить его в споре. И тот учёный очень этим гордился.
И вот, решили горожане устроить состязание между гостем и ходжой Насреддином. Если бы гость выиграл, то особого ущерба для репутации города, да и самого Насреддина, это бы не нанесло — как-никак, проиграть спор знаменитому мудрецу даже почётно. А если бы гость оказался побеждённым, то у горожан был бы лишний повод над ним посмеяться.
Соревнование решили устроить в чайхане. Собралось много народу. Учёный с ходжой весьма любезно поприветствовали друг друга и приготовились к состязанию. Хозяин чайханы налил им по стакану ароматного чая. Стороны условились, что проигравший должен заплатить выигравшему десять золотых динаров.
Гость сказал:
— Я могу доказать, что два противоположных суждения означают одно и то же.
— Что вы имеете в виду, говоря о противоположности? — спросил ходжа.
— Я имею в виду частицу «не», — ответил мудрец.
— Да это полная чепуха! — воскликнул Насреддин.
— Вы ошибаетесь, — сказал учёный, — и я вам сейчас это докажу. Вот стакан с чаем. Я могу сказать, что чай в стакане долго остывает, и долго не остывает. Эти суждения противоположны, не так ли? Но они означают одно и то же.
Ходжа не нашёлся, что сказать. Все притихли. Гость отпил немного чая и продолжил:
— Вот стакан. Он наполовину полный, и наполовину не полный. Но речь-то идёт об одном и том же стакане!
И на это умозаключение никто не смог возразить. Насреддин потупил взор.
— Или, допустим, проигравший в споре пошёл домой за деньгами, — смеясь, произнёс мудрец, — и если его долго нет, то мы можем сказать, что он долго возвращается, или, что он долго не возвращается, не так ли? Но эти два выражения опять означают одно и то же, — заключил гость, с торжествующим видом откинувшись на мягкую подушку.
В чайхане поднялся шум — как так, уважаемый ходжа, который, как известно, всегда побеждал в спорах, не смог ничего возразить своему оппоненту! Все взоры устремились на Насреддина — придумает ли он что-то на этот раз?
Выждав паузу, ходжа поднял голову и, обратившись к заезжему учёному, сказал:
— Да, я, видимо, проиграл этот спор. Но я одновременно хочу и не хочу отдавать Вам десять динаров. И это означает только одно.
Растерявшийся победитель недоумённо спросил:
— Что?
— Что денег Вы не получите!
КАК ХОДЖА НАСРЕДДИН СТАЛ ПОСЛОМ, НО ОТКАЗАЛСЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ ВЕЛИКОГО ВАЗИРА
Однажды правитель Персии решил отправить посла к падишаху империи Великих Моголов с важным поручением — предотвратить надвигавшуюся войну. Правитель собрал на аудиенцию своих сановников и начал с ними совещаться. Ни одна кандидатура не подходила. Наконец кто-то из придворных предложил отправить с этой миссией ходжу Насреддина.
Его вызвали во дворец и сделали предложение. Ходжа согласился и ему выдали сундук с драгоценностями, которые он должен был преподнести падишаху империи Великих Моголов в качестве подарка. Однако, великий вазир, завидовавший Насреддину, выкрал их, насыпав в сундук землю. Кроме того, он посоветовал Насреддину обратиться к падишаху с титулом «Полная Луна». Ничего не подозревавший посол согласился, хотя этот титул принадлежал только правителю Персии, и никому другому.
* * *
Ходжа отправился в путь на своём осле. За ним ехала охрана и повозка с сундуком. Путешествие длилось довольно долго. Наконец, посольство приехало в Дели, и ходжа Насреддин предстал перед падишахом. Однако его никто не предупредил о том, как себя следует вести, и он въехал в зал для аудиенции в запылённой дорожной одежде верхом не осле. За ним перепуганные сопровождающие втащили сундук, и в страхе удалились.
Ещё раньше, до прибытия персидского посла, шпионы донесли падишаху, что он человек не знатный и ничего из себя не представляет; более того, живёт в отдалённом ауле, где слывёт за чудака. Поэтому, увидев перед собой персидского посла верхом на осле, падишах рассмеялся.
— Да продлит твои дни Всемогущий и Милосердный Аллах! — как ни в чём не бывало, приветствовал его Насреддин. — Правитель Персии спешит выразить тебе своё искреннее почтение и расположение, о, Полная Луна.
— Но этот титул принадлежит не мне, а правителю Персии! — воскликнул падишах.
Посол, было, перепугался, но быстро нашёлся, что ответить:
— О сияющий фонтан мудрости, с некоторых пор мой господин предпочитает, чтобы его называли титулом Малая Луна.
— Это почему же? — поинтересовался падишах.
— Дело в том, что он прекрасно осознаёт, что его величие меньше твоего, поэтому и взял себе такой титул.
Падишах посоветовался с сановниками. Ему этот ответ понравился.
— Что же Малая Луна прислал в подарок Полной Луне? — спросил падишах посла.
— Сундук с драгоценностями, — ответил ничего не подозревавший ходжа.
Сундук открыли, и там оказалась земля. Падишах было разгневался:
— Как правитель Персии посмел прислать мне в подарок комья земли?
— Не волнуйся, о неизменный страж правосудия, — отпарировал Насреддин, — этим мой повелитель хотел сказать, что самая большая драгоценность, которую ему доверил Аллах, это его земля.
Падишах снова посоветовался с сановниками. Ему этот ответ тоже понравился.
— Наверняка, если правитель Персии считает, что его главная драгоценность — это земля, которую ему доверил Всемогущий и Милосердный Аллах, — произнёс он, — то он будет биться за неё до последней капли крови.
Падишах на минуту задумался. Потом спросил посла:
— Говорят, что ты человек не знатный. Но ответы твои мудры. В чём тут дело?
— Это правда. Я простой феллах из отдалённого аула, — ответил ходжа, — и, тем не менее, мой господин послал меня к тебе послом, о благословенный источник процветания.
— Если в Персии даже простой феллах может стать послом, — резонно заметил падишах, — то, что уже говорить о тех, кто рангом повыше… Наверняка, народ там далеко не глуп. И правитель Персии мудр. Поэтому, — заключил он, — мы предлагаем Персии мир.
— Я обязательно донесу до моего господина ваше предложение, о постоянный страж мира! — ответил Насреддин.
Падишах велел до сыта накормить посла и его сопровождающих, щедро наградил их и с почётом отправил в обратный путь.
* * *
Когда ходжа Насреддин вернулся обратно в Персию, то рассказал всё слово в слово правителю. Тот изумился, и спросил ходжу:
— Ты проявил чудеса дипломатии. Мой выбор был правильным! Но кто надоумил тебя назвать падишаха империи Великих Моголов Полной Луной! Ведь этот титул принадлежит только мне!
— Великий вазир, — ответил Насреддин.
Правитель Персии нахмурил брови.
— А почему ты назвал меня Малой Луной? — поинтересовался он.
— Потому что Полная Луна со временем становится ущербной, а малая только прирастает, — сказал на это ходжа.
— Мне осталось только одно, — в гневе произнёс правитель, — узнать, кто подсыпал в сундук землю?
Тут из толпы придворных вышел великий вазир и признался в содеянном.
— Бросить его в темницу! — воскликнул повелитель.
И потом, обратившись к Насреддину, сказал:
— Я предлагаю тебе занять место великого вазира!
— О нет, мой господин, — ответил ему ходжа, — это большая честь для меня. И, по правде говоря, я боюсь быть на этой должности.
— Почему же? — поинтересовался правитель.
— Не разобравшись в деле, ты приказал бросить в темницу твоего ближайшего помощника. И только за то, что он, подменив драгоценности на комья земли, способствовал успеху посольства. Так и меня, по первому подозрению, ты сместишь с должности, и заключишь в тюрьму. Лучше я буду возделывать свою бахчу в родном ауле, — заключил мудрец.
Правитель отменил приказ и освободил великого вазира, а ходжу Насреддина богато одарил.