6. Смешные и мудрые притчи Ходжи Насреддина (окончание) ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЕ Как-то раз падишах пригласил ходжу Насреддина к себе во дворец. Тот был известен как мудрец и частенько гостил у правителя. — Мои подданные лживы, — пожаловался падишах, — и я никак не могу приучить их говорить правду. Должна ли быть на свете истина? — Должна, — ответил Насреддин, — однако истина бывает относительной и абсолютной. Сначала необходимо познать абсолютную истину, а только потом переходить к относительной. Но люди делают всё наоборот. Поэтому повелитель и считает, что его подданные лживы. — Ничего не понимаю, — ответствовал падишах, — всё это очень сложно для меня. — Я готов пояснить это на примере, — сказал ходжа. — Прикажи, о, повелитель, завтра с утра закрыть ворота столицы, а потом открыть. Но впускать в город следует только тех, кто правдиво ответит на твой вопрос. Если кто солжёт, то его следует казнить. Правитель согласился на предложение мудреца. Ещё с ночи городские ворота оказались запертыми. Перед ними собралась толпа. Утром их открыли и глашатай объявил: «Только тот может войти в город, кто правдиво ответит на вопрос нашего повелителя. Если кто солжёт, тому отрубят голову». За воротами стоит падишах, с ним рядом свита, позади свиты — вооружённые стражники, а вдалеке виднеется плаха. Услышав и увидев всё это, люди стали мяться — никто не хотел идти в ворота — уж очень боязно… Первым пошёл Насреддин. Падишах его спросил: — Зачем ты пришёл в город? Ни моргнув глазом, ходжа ответил: — Чтобы мне отрубили голову. Из толпы собравшихся раздался гул недоумения. Даже суровые стражники стали обсуждать между собой слова мудреца. — Я не верю тебе! — выпалил повелитель, боясь потерять такого советчика, как Насреддин. — Прекрасно! — ответил ходжа. — Тогда прикажи отрубить мне голову за то, что я солгал тебе. Толпа и стражники затихли. Все взоры обратились к правителю. — Но, если я прикажу отрубить тебе голову, то тогда получится, что ты сказал правду! — после непродолжительного раздумья сказал падишах. — А, раз так, то я не имею права тебя казнить! — О, повелитель! Истина бывает относительной и абсолютной, — резонно заметил Насреддин,— поэтому иногда очень трудно бывает определить, лжёт человек, или говорит правду. О ПОЛЬЗЕ ВЕРЫ Как-то раз в город, в котором жил ходжа Насреддин, приехал путешественник. Он не верил в Аллаха и во всём полагался на свой ум и смекалку: — Зачем мне верить в кого-то? Я верю в себя. С помощью этой веры я решаю все жизненные проблемы, прикладывая минимум усилий. Разговор происходил в караван-сарае за чашкой чая. Присутствующий при беседе мулла заметил: — А я верю в Аллаха! И чувствую Его помощь в решении моих проблем. Да так, что порой вообще никаких усилий не прикладываю. Услышал это всё ходжа Насреддин, сидевший неподалёку. Подумав немного, он сказал: — А я не только верю в Аллаха, но ещё и соблюдаю Его законы. И у меня вообще проблем в жизни не возникает.

Теги других блогов: мудрость истина Ходжа Насреддин